ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РИСКИ ГУМАНИТАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Анатацыя
Определены особенности восприятия студенчеством инновационных процессов развития общества, связанные с ними риски гуманитарной безопасности, дана типология студенчества по критерию их отношения к этим рискам и цифровым инновациям, раскрыты факторы, обусловившие абсолютизацию студентами цифровых средств обучения и недооценку социально-гуманитарных ценностей. Особое внимание уделяется рекомендациям в адрес учреждений высшего образования, ориентированным на минимизацию указанных рисков и совершенствованию образовательного процесса в системе высшего образования в условиях цифровизации.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Бібліяграфічныя спасылкі
1. О приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2026–2030 годы / Указ Президента Респ. Беларусь от 1 апр. 2025 г. № 135. – URL: https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-135-ot-1-aprela-2025-g (дата обращения: 01.04.2025).
2. Matthews, D. How will technology reshape the university by 2030? – URL: https://www.timeshighereducation.com/features/how-will-technology-reshape-university-2030 (date of access: 16.11.2023).
3. Toffler, A. The Third Wave / A. Toffler. – New York : Bantam Books, 1980. – 517 p.
4. Masuda, I. Information Society as Post-industrial society / I. Masuda. – Tokio : Bethesda World Future Society, 1980. – 171 p.
5. Bell, D. The Coming of Postindustrial Society / D. Bell. – New York : Basic Books, 1973. – 507 p.
6. Castells, M. The internet galaxy: Reflections on the internet, business and society / M. Castells. – Oxford : Oxford University Press, 2001. – 292 p.
7. Зубок, Ю. А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи / Ю. А. Зубок. – М. : Мысль, 2007. – 285 с.
8. Титаренко, Л. Г. Цифровизация обучения в условиях пандемии: отношение белорусских и иностранных студентов / Л. Г. Титаренко // Социологический альманах. – 2022. – Вып. 13. – С. 269–277.
9. Титаренко, Л. Г. Восприятие студентами цифровых рисков гуманитарной безопасности Беларуси / Л. Г Титаренко // Социологический альманах. – 2023. – Вып. 14. – С. 330–340.
10. Фролова, М. Влияние соцсетей: проблемы с психическим здоровьем достигли масштабов пандемии /М. Фролова. – URL: https://iz.ru/1815125/maria-frolova/vlianie-socsetei-problemy-s-psihiceskim-zdorovem-dostigli-masstabov-pandemii (дата обращения: 08.01.2025).
11. Елькина, Е. Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития / Е. Е. Елькина // International Journal of Open Information Technologies. – 2018. – № 6 (12). – С. 67–78.
12. Йоас, Х. Креативность действия / Х. Йоас. – СПб. : Алетейя, 2005. – 319 с.
13. Титаренко, Л. Г. Инновационные возможности и гуманитарные риски цифровых технологий / Л. Г. Титаренко // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 1, Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. – 2024. – № 1. – С. 75–81.
14. Мангейм, К. Проблема поколений / К. Мангейм // Очерки социологии знания. Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции. – М. : ИНИОН РАН, 2000. – С. 8–63.
15. Шупенько, Т. И. Анализ особенностей социального развития молодежи в Республике Беларусь / Т. И. Шупенько // Социологический альманах. – 2023. – Вып. 14. – С. 262–271.
16. Кузьменкова, Т. Н. Отдельные теоретико-правовые аспекты кибербезопасности личности / Т. Н. Кузьменкова // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. Серыя D, Эканоміка, сацыялогія, права. – 2024. – № 1 (63). – С. 77.