МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Основное содержимое статьи

Олег Геннадьевич Пименов
Анна Николаевна Сендер

Аннотация

Раскрывается сущность надпрофессиональных компетенций, приведен их компонентный состав. Предложено теоретическое обоснование методики формирования надпрофессиональных компетенций у учащихся колледжа, включающей мотивационно-целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты. Особое внимание уделяется интеграции надпрофессиональных компетенций в учебные предметы естественно-математического цикла через адаптацию учебного материала, применение активных методов обучения и индивидуализацию образовательного процесса. Приводятся примеры модификации учебных тем для формирования субъектно-личностной, социально-коммуникативной, информационно-коммуникационной и инновационно-исследовательской компетенций, а также методы оценки их сформированности. Результаты исследования могут быть использованы в системе среднего специального образования для повышения профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников.

Информация о статье

Как цитировать
[1]
Пименов, О.Г. и Сендер, А.Н. 2025. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. 2 (сен. 2025), 81–88. DOI:https://doi.org/10.63874/2218-029X-2025-2-81-88.
Раздел
ПЕДАГОГІКА

Библиографические ссылки

1. Камалеева, А. Р. Системный подход в педагогике / А. Р. Камалеева // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2015. – Вып. 3 (9). – С. 13–23.

2. Хуторской, А. В. Компетентностный подход в обучении : науч.-метод. пособие / А. В. Хуторской. – М. : Эйдос ; Изд-во Ин-та образования человека, 2013. – 73 с.

3. Якиманская, И. С. Основы личностно ориентированного образования : монография / И. С. Якиманская. – М. : Лаборатория знаний, 2011. – 220 с.

4. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Селевко. – М. : Нар. образование. – 2005. – T. 1. – 556 с.

5. Распопова, Н. И. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании : учеб. пособие / Н. И. Распопова. – М. : Русайнс, 2023. – 265 с.

6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002. – 512 с.

7. Эффективные механизмы управления : монография / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. – 244 с.

8. Сериков, В. В. Дидактика Лернера: идеи и их развитие / В. В. Сериков // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 1, № 3 (39). – С. 19–30.

9. Дьяченко, В. К. Коллективный способ обучения становится массовой практикой / В. К. Дьяченко // Народное образование. – 2008. – № 1 (1374). – С. 191–197.

10. Мкртчян, М. А. Становление коллективного способа обучения / М. А. Мкртчян. – Красноярск : ККИПКИППРО, 2010. – 227 с.

11. Сотова, И. А. Дифференциация как способ реализации личностно ориентированного обучения в современной школе / И. А. Сотова, Е. Л. Парфенова // Вестник Оренбургского госу-дарственного педагогического университета. – 2013. – № 3 (7). – С. 155–160. – URL: http://vestospu.ru/archive/2013/articles/Sotova_Parfenova3_7.html (дата обращения: 20.06.2025).

12. Лескова, И. А. Проблема индивидуализации обучения в контексте смены парадигмальных оснований / И. А. Лескова // Вестник Мининского университета. – 2023. – Т. 11, № 2. – URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/ 1407 (дата обращения: 14.05.2025).

13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2008. – 272 с.