Рефлексивные представления подростков о самовоспитании

Main Article Content

Людмила Владимировна Марищук
Арсений Зурабович Джанашиа
Татьяна Ивановна Чегерова

Abstract

Обсуждается анализ рефлексивных представлений подростков о самовоспитании, его содержании, средствах и значении в деятельности, поведении и отношениях человека. Выполнен анализ динамики представлений подростков 12–15 лет. Установлено, что представления подростков с возрастом изменяются по содержанию, детальности, значительности, что указывает на развитие их опыта в самовоспитании, наличие собственных намерений и целей в этой деятельности. Высказывания младших подростков об условиях и направлениях самовоспитания отличаются наименьшим разнообразием. Среди старших подростков выявлена тенденция роста упоминаний самоанализа, что указывает на развитие самосознания и личностной рефлексии. Школьники всех возрастных групп констатировали значимость цели как важного условия успешности самовоспитания. Совокупность высказываний подростков дифференцирована на продуктивный, воспроизводящий, элементарный, неразвитый типы.

Article Details

Section
ПСІХАЛОГІЯ