ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОЙ ПОЗИЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИВНОГО ПОДХОДА: ОПЫТ СОЗДАНИЯ МЕТОДИКИ ЧАСТЬ 2
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Анатацыя
На примере диагностики личной позиции по профессиональной занятости, в основе которой лежит отношение к ней и ее приемлемость или неприятие, представлен комплекс феноменов-признаков данной позиции, соответствующих ее структурной модели, а также варианты их возможного содержания. Для их проективной диагностики приведены вопросы и задания (предложения), стимулирующие описание респондентом явлений, присущих занятости, и рассуждения о них, в которых проективно находят проявления эти феномены-признаки позиции. Приведены общие положения по экспертной оценке таких феноменов-признаков диагностируемой позиции с определением модальности и степени выраженности их содержания, а также по их обобщению для диагностического вывода. Изложены рекомендации по рациональной диагностической коммуникации и приемы снижения симуляций респондента.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Бібліяграфічныя спасылкі
1. Алмаев, Н. А. Применение контент-анализа в исследованиях личности. Методические вопросы / Н. А. Алмаев. – М. : Ин-т психологии РАН, 2012. – 167 с.
2. Пашинян, И. А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения / И. А. Пашинян // Научная периодика: проблемы и решения. – 2012. – № 3. – С. 13–18.
3. Кирпиков, А. Р. Качественный контент-анализ как метод исследования / А. Р. Кирпиков // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : материалы XXI Междунар. конф. памяти проф. Л. Н. Когана, Екатеринбург, 22–23 марта 2018 г. – Екатеринбург : УрФУ, 2018. – С. 67–74.
4. Журавлев, А. Л. Методика экспертной оценки личностных качеств руководителя производственного коллектива / А. Л. Журавлев // Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие : сб. науч. тр. / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Хащенко. – М. : Ин-т психологии АН СССР, 1990. – С. 85–107.
5. Гуцыкова, С. В. Метод экспертных оценок: теория и практика / С. В. Гуцыкова. – М. : Ин-т психологии РАН, 2011. – 144 с.
6. Шошин, П. Б. Психодиагностика и метод экспертных оценок / П. Б. Шошин // Психологическая диагностика. – 2011. – № 3. – С. 110–124.
7. Евстигнеева, Н. В. Модели анализа нарратива / Н. В. Евстигнеева, О. А. Оберемко // Человек. Сообщество. Управление. – 2007. – № 4. – С. 95–10.
8. Фабрикант, М. С. Применение нарративного анализа в исследовании больших социальных групп / М. С. Фабрикант // Психологический журнал. – 2010. – № 1. – С. 64–68.
9. Терехова, Т. А Нарративный анализ как понимающий метод / Т. А. Терехова, С. К. Малахаева // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 1 (41). – С. 143–152.
10. Зайцева, Ю. Е. Модель нарративного анализа стиля идентичности / Ю. Е. Зайцева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2016. – № 4. – С. 6–22.
11. Зейгарник, Б. В. Беседа патопсихолога с больным и наблюдение за его поведением во время исследования / Б. В. Зейгарник // Патопсихология : учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. – С. 39–46.
12. Иовлев, Б. В. Беседа как интерактивный метод клинико-психологической диагностики / Б. В. Иовлев, О. Ю. Щелкова // Медицинская психология в России. – 2011. – № 4. – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 20.06.2025).
13. Шибаева, Л. В. Клиническая беседа как вариативная творческая деятельность психолога-консультанта с ориентацией на типологию состояний подопечных и прогноз их динамики / Л. В. Шибаева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5 (50). – С. 113–118.