Методологическая рефлексия педагога-исследователя как фактор качества научного исследования

Основное содержимое статьи

Д.А. Старовойтова

Аннотация

Анализ статистических отчётов Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь позволяет установить тенденцию к снижению качества процесса и результатов диссертационных исследований в области социально-гуманитарных наук. Указываются конкретные методологические недостатки работ: неактуальность, отсутствие логики исследования, низкая теоретическая и практическая значимость результатов, шаблонность и очевидность выводов, отсутствие однозначности научных терминов и др. В данной статье обосновывается актуальность формирования у исследователей методологической рефлексии как фактора качества научного исследования. Представлена трактовка понятия «рефлексия» в разных науках. Особый акцент сделан на рассмотрении данного понятия в методологии науки: рефлексия есть функция науки, заключающаяся в ревизии, экспертизе самой себя; рефлексия есть «самосознание» науки. Методологическая рефлексия рассмотрена также в качестве инварианты методологической компетентности, методологической культуры педагога-исследователя. В статье раскрывается ценность методологической рефлексии на всех этапах научного поиска. Аргументируется необходимость «тотальной» методологической рефлексии педагогом-исследователем процесса и результатов исследования с позиции методологических норм, критериев качества.

Информация о статье

Как цитировать
[1]
Старовойтова, Д. 2011. Методологическая рефлексия педагога-исследователя как фактор качества научного исследования. Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. 2 (июл. 2011), 104–111.
Раздел
ПЕДАГОГІКА