РАЗВИТИЕ ПЛАТФОРМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ ШОС: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ

Основное содержимое статьи

Жун Ли
Екатерина Геннадьевна Господарик

Аннотация

Проведен анализ развития платформенной экономики в странах – членах ШОС в период с 2018 по 2023 г., выявлены региональные различия. Отмечается, что на долю Китая приходится 82 % доходов цифровой экономики, в то время как центральноазиатские страны, такие как Таджикистан (с уровнем проникновения Интернета 30 %), значительно отстают. Между государствами – членами ШОС существуют значительные различия в эффективности проводимой политики по развитию платформенной экономики, что приводит к формированию тройного цифрового разрыва: доступа к Интернету, цифровых приложений и преимуществ. Представлены рекомендации по сокращению этого разрыва и содействию региональному скоординированному развитию посредством совершенствования трансграничной цифровой инфраструктуры, совместного обучения трансграничной электронной коммерции и расширения прав и возможностей малых и средних предприятий.

Информация о статье

Как цитировать
[1]
Ли, Ж. и Господарик, Е.Г. 2025. РАЗВИТИЕ ПЛАТФОРМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ ШОС: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ. Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 2. Гісторыя. Эканоміка. Права. 2 (окт. 2025), 90–96. DOI:https://doi.org/10.63874/2218-0281-2025-2-90-96.
Раздел
ЭКАНОМІКА

Библиографические ссылки

1. Aalst W. van der Large digital platforms: Growth, impact and challenges / W. van der Aalst, O. Hinz, C. Weinhardt // Business and Information Systems Engineering. – 2019. – Nr 61. – P. 645–648.

2. Van Dijk, J. The digital divide / J. Van Dijk // John Wiley & Sons. – 2020. – 208 p.

3. Rong Li. Digital economy promotes economic development in the COVID-19 era / Rong Li, Yu Qizing, G. Gospodarik // Novaya ekonomika. – 2021. – Nr 2. – P. 249–266.

4. Rong Li. Connotation and Development History of Digital Economy / Rong Li, G. Gospodarik // Sustainable Development and Engineering Economics. – 2022. – Nr 4. – P. 8–27.

5. Understanding controversies in digital platform innovation processes: The Google Glass case / A. Klein, C. Sørensen, A. S. de Freitas [et al.] // Technological Forecasting and Social Change. – 2020. – Vol. 152. – 29 p.

6. Koskinen, K. Digital Platforms in the Global South: Foundations and Research Agenda / K. Koskinen, C. Bonina, B. Eaton. Information and Communication Technologies for Develop-ment. Strengthening Southern-Driven Cooperation as a Catalyst for ICT4D // Proceedings of ICT4D. – 2019. – Part I. ; ed.: Petter Nielsen; Honest Christopher Kimaro. – Cham : Springer, 2019. – P. 319–330.

7. Xia Jiechang. Platform Economy: An Important Force for Chinaʼs Steady and Long-term Economic Development / Xia Jiechang, Yang Haowen. – 2023. – P. 14–27.

8. Geliskhanov, I. Digital platform: A new economic institution / I. Geliskhanov // Quality-Access to Success Journal. – 2018. – Vol. 19 (S2). – P. 20–26.

9. Gawer, A. Digital platforms’ boundaries: The interplay of firm scope, platform sides, and digital interfaces / A. Gawer // Long Range Planning. – 2021. – № 54 (5). – 40 p.

10. Cennamo, C. Competing in digital markets: A platform-based perspective / C. Cennamo / Academy of Management Perspectives. – 2021. – Nr 35 (2). – P. 265–291.

11. Derave, T. Comparing digital platform types in the platform economy / T. Derave, T. Prince Sales, F. Gailly, G. Poels // International Conference on advanced information systems engineering. – 2021. – P. 417–431.

12. Parker, G. G. Platform revolution: How networked markets are transforming the economy and how to make them work for you / G. G. Parker, M. W. Van Alstyne, S. P. Choudary // WW Norton & Company. – 2016. – 352 p.

13. The global platform economy: A new offshoring institution enabling emerging-economy micro providers / V. Lehdonvirta, O. Kässi, I. Hjorth [et al.] // Journal of management. – 2019. – Vol. 45 (2). – P. 567–599.

14. Kenney, M. The rise of the platform economy / M. Kenney, J. Zysman // Issues in science and technology. – 2016. – Vol. 32 (3). – 61 p.

15. Zhu W. Exploring purchase intention in cross-border E-commerce: A three-stage model / W. Zhu, J. Mou, M. Benyoucef // Journal of Retailing and Consumer Services. – 2019. – Nr 51. – P. 320–330.

16. Gomez-Herrera, E. The drivers and impediments for cross-border e-commerce in the EU / E. Gomez-Herrera, B. Martens, G. Turlea // Information Economics and Policy. – 2014. – Nr 28. – P. 83–96.

17. The impact of platform economy on enterprise value mediated by technological innovation / X. Pan, Y. Wang, C. Zhang [et al.] // Journal of Business Research. – 2023. – Nr 165. – 114051.

18. Liang, Y. Charting platform capitalism: Definitions, concepts and ideologies / Y. Liang, J. Aroles, B. Brandl // New Technology, Work and Employment. – 2022. – Vol. 37 (2). – P. 308–327.

19. Kenney, M. The rise of the platform economy / M. Kenney, J. Zysman // Issues in science and technology. – 2016. – Vol. 32 (3). – 61p.

20. Srnicek, N. The challenges of platform capitalism: Understanding the logic of a new business model / N. Srnicek // Juncture. – 2017. – Vol. 23 (4). – P. 254–257.

21. Nayak, B. S. The future of platforms, big data and new forms of capital accumulation / B. S. Nayak, N. Walton // Information Technology and People. – 2024. – Vol. 37 (2). – P. 662–676. – DOI: 10.1108/ITP-05-2022-0409.

22. Naudé, W. Late industrialization and global value chains under platform capitalism / W. Naudé // Journal of Industrial and Business Economics. – 2023. – Vol. 50 (1). – P. 91–119.

23. Rong Li. Evolution of Digital Economy Differences among SCO Member Countries: Analysis and Perspectives / Rong Li, C. Gospodarik // Alter Economics. – 2024. – Nr 3. – P. 497–511.

24. The China Academy of Information and Communications Technology. Platform Eco-nomic Development Observatory (2023). – URL: http://www.caict.ac.cn/english/research/html (date of access: 01.05.2025).

25. Sakharov, A. Regulation of Digital Platforms in Russia / A. Sakharov, A. Shelepov // International Organizations Research Journal. – 2024. – Vol. 19 (2). – P. 145–160.

26. Larionova, M. India. Developing Regulation of Technological Platforms for Digital Economy Growth. / M. Larionova, A. Shelepov// International Organisations Research Journal. – 2024. – Vol. 19 (2). – P. 127–144.

27. CB Insights. The Global Unicorn Club. – URL: https://www.cbinsights.com/research-unicorn-companies (date of access: 05.05.2025).

28. Digital 2024: Global Overview Report. – URL: https://datareportal.com/reports/digital-2024-global-overview-report (date of access: 05.05.2025).